Выставка деревянной культовой скульптуры XVIII-XIX вв.

Деревянная скульптура является одним из самых древних, традиционных и распространённых в прошлом видов народного искусства Беларуси.

Свою историю деревянная культовая скульптура ведёт со времён язычества. По мере развития и совершенствования языческих культов, совершенствовалось и искусство изготовления культовой скульптуры.

Распространение христианства и запрет православной церкви на объёмное изображение Божества, на какое-то время останавливает процесс создания культовых скульптур.

Значительное влияние на развитие скульптуры на протяжении ХV–XVIII вв. оказало западноевропейское искусство. Для белорусской школы резьбы характерно сочетание западноевропейских художественных стилей и влияние народных традиций.

В белорусские храмы скульптура пришла одновременно с распространением стиля барокко, периодом расцвета которого является первая половина XVIII в. К середине ХVІІІ в. скульптура широко распространяется по всей Беларуси. Культовая деревянная скульптура получила своё развитие под влиянием католицизма в связи с интенсивным строительством на белорусских землях католических и униатских храмов. Западноевропейские художественные традиции сохранились, однако начинает преобладать местная школа, определяющей чертой которой является интерес к внутреннему миру человека, стремление к обобщённым формам, лаконизму, языку пластики. Материалом для скульптуры в этот период было исключительно дерево.

В интерьере Софийского собора, возрождённого униатами в середине XVIII в., присутствовали деревянные скульптуры святых. Они размещались как в главном, так и в боковых алтарях. К сожалению, оригинальные скульптуры собора не сохранились. В настоящее время в экспозиции музея представлена коллекция деревянной культовой скульптуры из фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.


АПОСТОЛ ПЁТР. Середина XVIII в.

Дерево (липа), левкас, полимент. Резьба, золочение.

Апостол Пётр в христианстве — один из двенадцати апостолов-учеников Иисуса Христа, владелец ключей от райских ворот. Пётр основал в Риме первую христианскую общину. Католическая церковь считает Петра первым епископом римских христиан. По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят вниз головой около 67 года. Канонизирован и в католической, и в православной церкви.

В христианской иконографии апостола Петра, как в восточной, так и в западной церкви, принято изображать как седого старца с кучерявыми волосами и бородой, с ключами в руке (детали скульптуры утрачены).


ЯН НЕПОМУК. XVIII в.

Дерево (сосна), краска. Резьба.

Ян Непомук — чешский святой, покровитель исповедников, несправедливо обвинённых и осуждённых, мельников, лодочников, рыбаков, моряков, влюблённых, а также всей Чехии и города Праги. Родился около 1350 г. в чешском городе Непомуках. В 1387 г. получил степень доктора юриспруденции в Падуанском университете. В 1389 г. был назначен генеральным викарием пражского архиепископства. Защищал права церкви перед лицом короля Вацлава IV, за это в 1393 г. был утоплен в реке Влтаве.

В XV в. появилась легенда, что Ян был замучен потому, что отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы.

Ян Непомук был канонизирован папой Бенедиктом XIII в 1729 г.

Святой изображается в облачении католического священнослужителя, голову венчает четырёхугольный головной убор.

День его памяти в католической церкви — 16 мая.


СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ Доминиканского ордена. XVIII в.

Дерево (сосна), краска. Резьба.

Доминиканцы — католический нищенствующий монашеский орден, основанный испанцем Домиником де Гусманом в начале XIII в. в Тулузе. Орден быстро распространился во Франции и других европейских странах, а в начале XVI в. утвердился на землях Великого Княжества Литовского.

Основные направления деятельности доминиканцев — миссионерская, проповедническая, изучение наук, образование, борьба с ересью.

Облачение доминиканцев состоит из белой туники с белым капюшоном, кожаного пояса, белых чулков и башмаков. Выходя на улицу, они надевают сверху чёрную накидку с капюшоном.


АРХАНГЕЛ МИХАИЛ. XVIII в.

Дерево (ель), краска. Резьба.

Архангел Михаил — победоносный враг Сатаны, победитель зла. Согласно христианской религии, он стоит во главе Святого Воинства, состоящего из ангелов и архангелов, поэтому ему даровано звание архистратига, т.е. старшего воина, вождя.

Считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело, почитаться как защитник душ умерших, также к архангелу Михаилу обращаются с молитвами об исцелении.

Образ архангела Михаила популярен в живописи и иконописи, скульптуре.

Его изображают с огненным мечом в руке, или с копьем, низвергающим дьявола в виде дракона.


РАСПЯТИЕ. XVIII-XIX вв. (римско-католическая традиция).

Дерево (дуб, липа), краска. Резьба.

Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным и обязательным символом христианской религии. Это изображение, называемое «распятием», обязательно присутствует в местах богослужений, а также у верующих дома и в качестве нательного креста.

В Древнем Риме распятие считалось самой позорной и мучительной смертной казнью. Так казнили особо опасных преступников, например, убийц, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов. Согласно христианскому вероучению, распятию был подвергнут и Иисус Христос. Однако Христос, проливший свою кровь и принявший мучение на Кресте во искупление грехов всего рода человеческого, превратил Крест в символ спасения и вечной жизни.


ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА (фрагмент композиции). XVIII-XIX вв.

Дерево (липа, сосна), краска. Резьба.

Согласно христианского учения, воскресение — чудотворное возвращение к жизни распятого на кресте и умершего в муках Иисуса Христа, прообраз грядущего всеобщего воскресения мёртвых.

На третий день после смерти Иисус Христос воскрес. Тело воскресшего Христа Спасителя «восстало бессмертным и славным, имеющим жить вечно новой, духовной, небесной жизнью».


Парная скульптура «АНГЕЛЫ». XVIII в.

Дерево (липа, сосна), краска. Резьба.

В христианстве, ангелы — это бесплотные духовные существа, сотворённые Богом. Ангелы служат Богу, воспевают Его величие, исполняют Его волю. Когда Бог хочет помочь людям, он посылает к ним ангелов.

Чаще всего ангелы изображаются в виде крылатых младенцев неопределённого пола, обнажёнными, но иногда их фигуры драпировали лёгкими покрывалами.


АПОСТОЛ ФОМА (?). XVIII в.

Дерево (липа), краска. Резьба.

Фома, известный как Фома Неверующий, — один из двенадцати апостолов. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома уверовал в Воскресение Христа лишь после того, как вложил персты в Его раны.

По Церковному Преданию, апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Эфиопии, Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя одного из индийских городов святой апостол был заключён в темницу, претерпел пытки, а затем был убит копьями воинов.

280