Культовая деревянная скульптура XVIII–XIX веков

Деревянная скульптура является одним из самых древних, традиционных и распространённых в прошлом видов народного искусства Беларуси. Её история начинается с языческих времён. Первобытный человек рисовал животных и птиц, на которых охотился, создавал несложные скульптуры языческих богов, идолов. По мере развития и совершенствования языческих культов, совершенствовалось и искусство изготовления культовой скульптуры.

Распространение христианства и запрет православной церкви на объёмное изображение Божества на какое-то время остановили процесс создания культовых скульптур.

Значительное влияние на развитие скульптуры на белорусских землях на протяжении XV–XVIII вв. оказало западноевропейское искусство. Культовая деревянная скульптура получила своё развитие под влиянием католицизма в связи с интенсивным строительством на белорусских землях католических, а затем и униатских храмов.

В XVII–XVIII вв. на белорусских землях основным направлением художественной культуры являлось барокко. Барочная скульптура Беларуси XVIII в. очень разнообразна. Западноевропейские художественные традиции сохранились, однако с первой половины XVIII в. начинает преобладать местная школа, определяющими чертами которой являются: интерес к внутреннему миру человека, стремление к обобщённым формам, лаконизму, использование растительных и даже ориентальных мотивов. Материалом для скульптуры в этот период было исключительно дерево.

В период позднего барокко (30—80-е гг. XVIII в.) для передачи средствами живописи света и тени на поверхности скульптуры применяли полихромную роспись (часто в сочетании с позолотой), которая придавала скульптуре большую выразительность и сохраняла её от разрушительных внешних факторов. С середины XVIII в. в искусстве стало заметным влияние рококо, которое на белорусских землях тесно переплетается с барокко. Характерной чертой скульптуры этого времени является повышенная живописность, что проявляется в динамике, асимметрии; складки одежды фигур стали более глубокими, раздвоенными.

Станковая скульптура барокко была тесно связана с архитектурой, интерьерами культовых сооружений, для которых она и предназначалась.

В интерьере Софийского собора, возрождённого униатами в середине XVIII в., также присутствовали деревянные скульптуры святых. Они размещались как в главном, так и в боковых алтарях. К сожалению, оригинальные скульптуры собора не сохранились. В настоящее время в экспозиции музея представлена коллекция деревянной культовой скульптуры из фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.


АПОСТОЛ ПЁТР. Середина XVIII в.

Дерево (липа), левкас, полимент. Резьба, золочение.

Апостол Пётр в христианстве — один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа, владелец ключей от райских ворот. Пётр основал в Риме первую христианскую общину. Католическая церковь считает Петра первым епископом римских христиан. По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят вниз головой около 67 г. Канонизирован и в католической, и в православной церкви.

В христианской иконографии, как в восточной, так и в западной, апостола Петра принято изображать как седого старца с кучерявыми волосами и бородой, с ключами в руке (детали скульптуры утрачены).


ЯН НЕПОМУК. XVIII в.

Дерево (сосна), краска. Резьба.

Ян Непомук — чешский святой, покровитель исповедников, несправедливо обвинённых и осуждённых, мельников, лодочников, рыбаков, моряков, влюблённых, а также города Праги и всей Чехии.

Родился около 1350 г. в чешском городе Непомуках. В 1387 г. получил степень доктора юриспруденции в Падуанском университете. В 1389 г. был назначен генеральным викарием пражского архиепископства. Защищал права церкви перед лицом короля Вацлава IV, за это в 1393 г. был утоплен в реке Влтаве.

В XV в. появилась легенда, что Ян был замучен потому, что отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы.

Ян Непомук был канонизирован папой Бенедиктом XIII в 1729 г.

День его памяти в католической церкви - 16 мая.


НЕИЗВЕСТНЫЙ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ высшего духовного сана католической церкви. XVIII в.

Дерево (сосна), краска. Резьба.


СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ Доминиканского ордена. XVIII в.

Дерево (сосна), краска. Резьба.

Доминиканцы — католический нищенствующий монашеский орден, основанный испанцем Домиником де Гусманом в начале XIII в. в Тулузе. Орден быстро распространился во Франции и других европейских странах, а в начале XVI в. утвердился на землях Великого княжества Литовского.

Основные направления деятельности доминиканцев — миссионерская, проповедническая, изучение наук, образование, борьба с ересью.

Облачение доминиканцев состоит из белой туники с белым капюшоном, кожаного пояса, белых чулков и башмаков. Выходя на улицу, они надевают сверху черную накидку с капюшоном.


АРХАНГЕЛ МИХАИЛ. XVIII в.

Дерево (ель), краска. Резьба.

Архангел Михаил — победоносный враг Сатаны, победитель зла. Согласно христианской религии, он стоит во главе Святого Воинства, состоящего из ангелов и архангелов, поэтому ему даровано звание архистратига, т.е. старшего воина, вождя.

Считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело, почитается как защитник душ умерших; также к архангелу Михаилу обращаются с молитвами об исцелении.

Образ архангела Михаила популярен в живописи и иконописи, скульптуре.

Архангел Михаил изображён в образе юноши в рыцарском одеянии, который стоит на спине повергнутого им дракона.


РАСПЯТИЕ. XIX в. (греко-католическая традиция).

Дерево (липа), краска. Резьба.


РАСПЯТИЕ. XVIII-XIX вв. (римско-католическая традиция).

Дерево (дуб, липа), краска. Резьба.

Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным и обязательным символом христианской религии. Это изображение, называемое «распятием», обязательно присутствует в местах богослужений, а также у верующих дома и в качестве нательного креста.

В Древнем Риме распятие считалось самой позорной и мучительной смертной казнью. Так казнили особо опасных преступников, например, убийц, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов. Распятию был подвергнут и Иисус Христос. Однако Христос, проливший свою кровь и принявший мучение на кресте во искупление грехов всего рода человеческого, превратил крест в символ спасения и вечной жизни.


ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА (фрагмент композиции). XVIII-XIX вв.

Дерево (липа, сосна), краска. Резьба.

Согласно христианскому вероучению, воскресение — чудотворное возвращение к жизни распятого на кресте и умершего в муках Иисуса Христа, прообраз грядущего всеобщего воскресения мёртвых.

На третий день после смерти Иисус Христос воскрес. Тело воскресшего Христа Спасителя «восстало бессмертным и славным, имеющим жить вечно новой, духовной, небесной жизнью».


Парная скульптура «АНГЕЛЫ». XVIII в.

Дерево (липа, сосна), краска. Резьба.

В христианстве ангелы – это бесплотные духовные существа, сотворённые Богом. Ангелы служат Богу, воспевают Его величие, исполняют Его волю. Когда Бог хочет помочь людям, он посылает к ним ангелов.

Чаще всего ангелы изображаются в виде крылатых младенцев неопределённого пола, обнажёнными, но иногда их фигуры драпируют лёгкими покрывалами.


АПОСТОЛ ФОМА (?). XVIII в.

Дерево (липа), краска. Резьба.

Согласно Евангелию от Иоанна, Фома уверовал в Воскресение Христа лишь после того, как вложил персты в Его раны.

По церковному преданию, апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Эфиопии, Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя одного из индийских городов святой апостол был заключён в темницу, претерпел пытки, а затем был убит копьями воинов.